Серебряный век

На рубеже XIX-XX веков усадьба Белкино становится очагом культурной жизни Серебряного века. Здесь, в Белкино и Буграх, часто гостили друзья Обнинских и Трояновских – поэты, художники и артисты, чьи имена составляют славу и гордость русского искусства. В основном их приглашал сюда владелец усадьбы Бугры Иван Иванович Трояновский (1855-1928). Благодаря своей обширной медицинской практике он был хорошо знаком с И.И. Левитаном, В.А. Серовым, А.П. Чеховым, Ф.И. Шаляпиным, С.В. Рахманиновым и другими творцами Серебряного века, которые высоко ценили его не только как лечащего врача, но и как увлеченного поборника передовых течений в искусстве. Иван Иванович заслужил известность как коллекционер и тонкий ценитель русской живописи, вместе с Валерием Брюсовым он стоял у основания знаменитого общества «Свободная эстетика».

В.А. Серов. Зал старого дома

В 1897 году, в золотые дни «бабьего лета», в Белкино гостил Исаак Левитан,  написавший здесь несколько этюдов. Наиболее удачным стал этюд «Большая дорога. Осенний солнечный день», на котором запечатлен участок подъездной березовой аллеи, упиравшейся прямо в фасад белкинского особняка. Несколько раз в Белкинское имение приезжал Валентин Серов. В 1904 году он создал здесь пастельный портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком –  этот рисунок считается одним из лучших лирических портретов в графике великого художника. Тогда же Серов писал интерьеры особняка, один из которых лег в основу картины «Зал старого дома. Имение Обнинских Белкино». Эта картина вполне могла бы послужить декорацией к чеховскому «Вишневому саду»: двусветный зал особняка предстает перед нами как яркое свидетельство упадка «дворянских гнезд», где по стенам уже начали расползаться трещины. «Серовская трещина» стала предвестницей грядущей гибели особняка. Сходное впечатление усадьба Белкино произвела на Валерия Брюсова, который гостил здесь летом 1910 года.  Знаменитый поэт-символист создал в Белкино цикл стихотворений «Родные степи», в котором отразилось и очарование старинных усадеб, и предчувствие грядущего конца.

В полях забытые усадьбы

Свой давний дозирают сон.

И церкви сельские, простые

Забыли про былые свадьбы,

Про роскошь барских похорон.

Дряхлеют парки вековые

С аллеями душистых лип.

Над прудом, где гниют беседки,

В тиши, в часы вечеровые

Лишь выпи слышен зыбкий всхлип.

Выходит месяц, нежит ветки

Акаций, нежит робость струй.

Он помнит прошлые затеи,

Шелк, кружева, на косах сетки,

Смех, шепот, быстрый поцелуй.

Теперь все тихо. По аллее

Лишь жаба, волочась, ползет,

Да еж проходит осторожно…

И все бессильней, все грустнее

Сгибаются столбы ворот.

 

П.П. Кончаловский. Дом в Белкине

В начале века в усадьбе Белкино жили и творили Василий Поленов, Константин Коровин, Игорь Грабарь, Михаил Ларионов и другие известные художники. В 1907 году здесь плодотворно работал Петр Кончаловский: его этюд «Дом в Белкине» хранится в Музее истории города Обнинска. Спустя четверть века Кончаловский приобрел дом в Буграх у дочери Ивана Трояновского Анны (ныне «дача Кончаловского»).  В гостях у Обнинских и Трояновских бывал великий певец Федор Иванович Шаляпин и композитор Николай Карлович Метнер. В этой атмосфере рождались удивительные шедевры Серебряного века.

Идиллию «дворянского гнезда» навсегда разрушил Семнадцатый год. После революции многие члены семьи Обнинских эмигрировали. Последний владелец усадьбы Белкино, судебный следователь Борис Петрович Обнинский летом 1918 года бежал в Севастополь, где спустя два года был расстрелян красными, поскольку не захотел покидать родину вместе с остатками армии Врангеля. Его жене Юлии Самойловне Обнинской сперва позволили остаться во флигеле, но с началом коллективизации в 1930 году вынудили уехать.

Арт-галерея